Всем добрый день.
Сезон закончил. Точно. Только сегодня снял гипс с левой руки.
Шкоты и лодку ещё не потягать, ...... никак, однако. :(
Посему много времени для мыслей глупых.
Вот одна из: ......поставить стаксель и клешню на мачту.
Но не просто поставить, а так, чтобы клешня имела возможность выводиться в горизонт.
http://sg.uploads.ru/t/O6cwj.png
Теперь объясняю.

Со стакселем, надеюсь, всё понятно. Штаг, пара вант, блок на топе и на бушприте, постановка/смена/снятие  -  стаксель за шкоты (перестёгивающиеся на новый парус) втягивается в кокпит, прицепляется другой, поднимается. Для любителей можно поставить закрутку и ничего не перестёгивать.
Ванты можно считать бакштагами и заводить кормовее, поскольку клешне они не помеха (практика уточнит насколько).

Клешня:
По мачте "бегает" ползунок-тройник, любимый, сантехнический, пластиковый (синий цвет). Подобный ранее использовал для гафеля и гика .
Он может подниматься (фалом) и опускаться (ниралом). К нему галсовым углом крепится клешня, которая может вращаться с борта на борт.
Верхний реёк поднимается снастью (через блок на мачте) на нужный угол.
Нижний реек имеет шкот (гика).
На верхнем же рейке два "эренс-бакштага"  - левый и правый. Предназначены для удержания клешни (верхнего рейка) в ДП.
С этим набором верёвок, клешня управляется как бермудский парус с заваленной мачтой. Плюс стаксель, само-собой.
При этом:
- конус на месте;
- профиль отличный;
- нижний вихрь тоже на месте;
- угол установки клешни изменяется фалом верхнего рейка и набиванием (отдачей) эренс-бакштага.

Далее причуды:
На клешне с одной стороны, назовем её верх, стоит уишбон.
Уишбон может (или должен) быть регулируемый, разборный. В его центре крепится снасть, идущая на мачту (блок). Этой снастью, ослабив все "эренс-бакштаги", фал подъема верхнего рейка и шкот (гика), можно поднять (как за волосы) на какой-либо уровень рейки клешни. Параллельно этому действу, на этой же высоте (+/-) фиксируется галсовый угол (подниманием тройника по мачте).
В штиль получаем клешню, расположенную горизонтально и упирающуюся галсовым углом в мачту.
Шкот гика превращается в шкот правого рейка, левый эренс-бакштаг превращается в шкот левого рейка.
Выравниваем ими клешню в горизонте и фиксируем.

Здесь и начинается самое интересное.
Что будет когда подует ветер? Понятно, что он должен дуть спереди-сбоку, т.е. курс бейдевинд.
а) Насколько он сдует клешню с ДП?
б) Можно ли будет шкотами рейков задавать угол атаки паруса (как на Т-подвесе)?
Если ответы на эти вопросы укладываются в схему работы Т-подвесной клешни, то есть смысл делать.

В чём фишка?
1. Клешня 4-5 квадратов, для Бутузика вполне работоспособна до ветра 10 м/сек.
2. Добавить в средний или слабый ветер стакселем 4-5 квадратов значительно проще, чем перестёгивать (или отдавать рифы) клешни.
3. Клешня легко кроится и шьется по сравнению с бермудой (гафелем и т.д.), нетребовательна к материалу и т.п.
4. Пошив стакселя тоже достаточно простая работа.
5. Более того, стакселей может быть большой запас, от 1,5 метра, до генуи 6-7 метров (спинакеры и генакеры пока за бортом), или закрутка.
6. Вывод клешни в горизонт - виртуальное рифление, зонтик, уменьшение общей высоты, всё работает как и в Т-подвесе. Горизонт клешни нужен  (кроме прозаического зонтика) только в сильный ветер, поэтому понятно, что стакселей в этих условиях при ней не будет (разве что носовой платочек, чтобы ЦП уж совсем в корму не сбежал).
Одно неудобство - высокую мачту под препятствием надо выдёргивать (в моём случае, до него не ставить).
Но это не вопрос - клешня останется на "пеньке" (своего рода стакане, нижней части составной мачты) и вполне обеспечит ход до прохождения всех препятствий.

Неплохо бы промоделировать, чтобы получить ответ на (а) и (б).