на вскидку мои соображения таковы:
0.1. я не имею познаний в конструкторстве, достаточных для оценки усилий, действующих на мачты
0.2. по задумке всё должно быть максимально просто и дёшево. Возможно даже всё из дерева, ибо с ним работать проще.
1.1. Установка Т-мачты на швертботе - логично, ибо её легко раскрепить в верхней палубе. На катамаранах такого нет.
1.2. Для установки Т-мачты на катамаране требуется как-то рассчитать дополнительную нагрузку на балку, в том числе на скручивание в случае экстримальной нагрузки на парус. Просто сделать ___|___ такой штырь на балке и одеть на него мачту мне показалось самонадеянным.
1.3. Раскрепление Т-мачты для удержания её от падения и снятия скручивающих нагрузок с балки лишает Т-мачту своих преимуществ: отсутствие растяжек, мешающих всем возможным положениям паруса.
2.1. Л-мачта ставится на поплавки, и не требует доп устройств на передней балке.
2.2. В оригинале Л-мачта у него очень высокая так, чтобы держала за центр тяжести паруса. Плюс у него мачта участвует в формировании движущего усилия - часть усилия паруса передаётся через мачту в корпус. Отсюда по 2 оттяжки на мачте - вперёд и назад.
2.3. В моём варианте, который я получил совершенно случайно по неточности при сборке модели - мачта цепляется в передней трети своей длины. Это даёт псевдо-устойчивость системе из нескольких элементов:
* мачта, (может даже иметь наклон вперёд) оттянута только вперёд штагами оранжевого цвета. Назад не оттягивается, ибо не нужно
* вес паруса, находящийся позади точки крепления, в статическом положении тянет назад мачту, и грузит передние оттяжки а так-же галсовый оттяг. У мачты задействована передняя треть как рычаг, за который тянет...
* ...галсовый шкот, который подтягивает мачту вверх-назад через переднюю часть верхнего рейка. Тяжение за задние рейк-гик-шкоты упирает мачты в палубу и тянет за галсовый шкот и за передние оттяги мачты.
2.4. В эстренной ситуации:
Фордак: (парус стоит вертикально, галсовым углом к балке) сброшенные шкоты позволяют положить парус с мачтой вперёд, реализуя экстренный сброс тяги. Альтернативой мне казалось, могла быть поломка мачты и/или рейков, или переворот ката через нос.
Байд- и Галфвинд: бросаются задние шкоты (или даже один) и парус флюгерит полностью или частично, чем уже спасает ситуацию.
2.5. В лавировке, мне кажется, есть возможность закрепить шкоты таким образом, чтобы при смене галса ничего трогать не нужно было совсем - перебрасывающийся парус становится в зеркальное положение сам. Это будет проверено, когда соберу полноразмерную парусную систему во дворе.
Я видел Т-подвес на сплавном катамаране, но я хотел максимально обтечь сложные узлы, влияющие на надёжность. Там рама уже была металлическая, а значит доработать её было возможно. У меня же балка может оказаться и наборной-фанерной. Так как опыта у меня ноль, а значит повредить переднюю балку или мачту из-за порыва фордакового ветра - очень-очень вероятно.
Кстати, в проработке была так-же мысль Т-подвеса, с сильно вынесенной над точкой кручения Т-частью. Но там опять-же непонятные мне усилия и всё такое, решил для начала сделать всё максимально просто и понятно для себя.