Водные братья

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Водные братья » Клешня на жескокорпусном катамаране Dukuu » Центр парусности и клешня.


Центр парусности и клешня.

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Возможно глупый вопрос, но тем не менее важен для моего понимания.

Поясните, как можно оценить центр парусности клешни, если она тянет за низкие точки на корпусе судна.
Почему такой вопрос?
Предполагаю, что ЦП важен для жёстко-мачтовых схем, где значительная часть усилия передаётся именно через мачту, потому её положение имеет важное значение.
Для клешни же, которая ближе к змею чем к крылу - куда привяжешь, туда и тянет.
Мой предполагаемый ответ - ЦП зависит от точек приложения тяги паруса на корпус и её значения в каждой точке. Положение мачты имеет минимальное значение.
Развейте моё предположение, пожалуйста.

0

2

Супер, у меня точно такое-же мнение. Стеснялся это озвучить.
ЦП...ЦБС справедливы для классических мачт, с клешней по другому, шверт (шверцы), руль в большей степени работают против паразитной парусности всего судна и в этом случае классические формулы для расчета необходимой площади неуместны. С местом установки шверта относительно паруса (мачты) тоже думаю, классическая теория, это не для клешни.
Я пробовал перемещать шверцы, выводов однозначных нет, не одинаковые условия, мало практики. Но то что с клешней нет такого ярко выраженного уваливания или приведения лодки, как например с бермудским гротом, - это точно.

+1

3

Dukuu написал(а):

Развейте моё предположение, пожалуйста.

Это не развеять! Это железобетонная правда!
Более того, можно вообще обойтись без мачты, как вариант сделать её свободно-качающейся, как у Дубовского.
Положение ЦП важно там, где его надо совмещать с ЦБС, т.е. для уваливания/приведения.
А полная аэродинамическая сила от клешни, таки да, передается главным образом (в идеале), через три верёвки с низкорасположенными точками крепления к лодке.
Можно их нарисовать, по ним расположить векторы сил, найти равнодействующую и её проекции на X;Y;Z, определить опрокидывающий момент и убедиться, что он меньше чем если один из рейков выступает в роли мачты.
Поскольку в юности я с теор.мех. не очень дружил, то раскладывать и считать не буду, обойдёмся фотографиями. На которых булавка в некоторой точке клешни имитирует полную аэродинамическую силу. Чи-и-и-з в профиль, в план, и получаем раскладку Y по осям, позволяющую визуально оценить "тягловую", "поднимающую" и "опрокидывающую" силы на клешне в таком её положении. А теперь можно и разбираться, какая из них куда приложена. А если сделать шверц поворотным, то плевать на расчеты, плюс-минус лапоть и поворотом шверца всегда можно сбалансировать лодку по курсу.

http://sg.uploads.ru/t/yAbdQ.png
http://s2.uploads.ru/t/ezZTK.png

ПСЫ: Пришла мысля. Если поставить камеру (видео) в эти же точки съемки, потом повертеть парусом примерно таким же образом, как он вертится в реальности, на воде, то можно вообще получить полное представление о том на какие углы выгодно ронять-поднимать клешню по крену и тангажу, а какие углы уже от лукавого.

Отредактировано утлюк (2017-01-24 17:29:33)

0

4

Очень интересно, надо над этим поразмыслить.

0

5

утлюк написал(а):

то можно вообще получить полное представление о том на какие углы выгодно ронять-поднимать клешню по крену и тангажу, а какие углы уже от лукавого.

Вот вот точку J клешни найти, Александр ты уже на полпути к ней. :cool:

0

6

Mihail написал(а):

Вот вот точку J клешни найти, Александр ты уже на полпути к ней.

Да уже пытался. Но скорее не точку, а зону. Там где дальнейшее массирование изменение углов почти не влияет на тягу а только создает гемор. 
Даже график оплощения паруса спёр у БАРа. Ну, это значит изменение по крену - от горизонта (слева) до вертикали.
http://s2.uploads.ru/t/PrOia.png

0

7

О работе паруса клешня

Предваряя непосредственное рассмотрение работы паруса клешня, необходимо уяснить некоторые моменты, изложенные в разделе аэродинамики треугольного крыла.
Особенностью обтекания треугольного крыла, которым и является парус клешня, есть тот факт, что при определённых условиях над его внешней (верхней, выпуклой, подветренной) поверхностью возникают два продольных вихря. В аэродинамике они обзываются концевыми (для прямого крыла), носовыми (для треугольной пластинки), "вихрями Мархая" в парусной тусовке.
http://s6.uploads.ru/t/KEzGd.jpghttp://sa.uploads.ru/t/GMPRl.png

Необходимыми условиями возникновения таких вихрей являются:
- стреловидность (треугольная форма крыла или паруса);
- угол атаки;
- определенный угол скольжения (угол между набегающим потоком и биссектрисой угла, который мы называем галсовым).

1. Угол стреловидности, т.е. форма треугольника для парусов этого типа, скорее всего была определена опытным путем. Во всяком случае, по этому вопросу исследований не просматривается, но источники настаивают на величине галсового угла менее 60 градусов для паруса клешня.

2. Зависимость подъемной силы от угла атаки в опытах с тонкой треугольной пластинкой с симметричными вихрями, достаточно освещена в специальной литературе, однако вследствие того, что на лодке мы угол атаки "щупаем" т.е. измеряем на уровне "чуть-чуть больше/меньше", не будем останавливаться на этом вопросе подробно. Достаточно лишь отметить, что для того, чтобы над клешнёй появились вихри, угол атаки Должен Быть, и совсем даже не микроскопический.

3. С зависимостью вихрей от угла скольжения несколько сложнее, потому как этому вопросу в специальной литературе уделено небольшое внимание. Однако особенности обтекания со скольжением имеют большое значение для понимания работы с парусом клешня. Рассмотрим эти особенности.
При параллельности направления потока и биссектрисы галсового угла паруса, над ним возникают два симметричных вихря, энергия потоков в которых в принципе одинакова, и ведут они себя похоже, в том числе и разрушаются на примерно одинаковом расстоянии от галсового угла.
Но стоит рассогласовать параллельность биссектрисы и набегающего потока, как сразу же вихрь, образованный на той стороне клешни где реёк "выдвинулся на ветер", перемещается ближе к биссектрисе, а второй уходит от неё. Выглядит это так, как будто парус проворачивается под застывшей картинкой потока с вихрями. При дальнейшем увеличении угла скольжения, в какой то момент, вихрь от "выдвинутого на ветер" рейка разрушается и остается только его симметричный визави, который к этому времени уже может находится за пределами плоскости паруса, вблизи "уходящего по ветру" рейка. На картинке угол скольжения небольшой, поэтому товарищ Белоцерковский, автор этого эксперимента, предоставляет нам только картину сплющивания и уменьшения интенсивности одного из вихрей.
http://s9.uploads.ru/t/y5P0I.png
Возвращаясь к теории обтекания треугольной тонкой пластинки, необходимо отметить, что подъемная сила на ней создается, как и на любом другом крыле, разностью давлений над и под пластинкой (парусом, змеем). Наличие двух мощных носовых вихрей над парусом, полностью определяет понижение давления на выпуклой стороне паруса. Вогнутая же сторона принимает на себя скоростной напор потока воздуха, и в отличие от плоского змея, рассеивающего поток достаточно беспорядочно, направляет его по конусу клешни через заднюю шкаторину.
Итого, из всей этой теории, для нас важны два вывода.

Первый, заключается в том, что при обтекании клешни строго через галсовый угол, на парусе образуется подъемная сила, обусловленная: а) скоростным напором, повышающим давление на нижней поверхности клешни; б) понижением давления в зоне вихрей над парусом.
Второй - при повороте клешни на некоторый угол относительно направления набегающего потока, один из вихрей разрушается, а второй смещается со "спины" клешни за "уходящий" от ветра реёк.

Как же работает клешня?

На данный момент времени можно с уверенностью говорить, что парус, вошедший в лексикон парусной тусовки под именем "клешня краба", в зависимости от расположения его в пространстве относительно ветра и продольной оси лодки, работает в трёх режимах.

Первый режим

Это режим поставленной поперек ветра пластины, при котором сила тяги на парусе образуется за счет давления ветра на преграду. Величину ветрового напора на клешню, поставленную поперёк потока, можно с некоторыми допущениями определить по таблице:
http://sh.uploads.ru/t/Q00TZ.png
Это тяга паруса на курсе полный фордевинд, когда парус "загребает" поток всей своей площадью.

Второй режим.

Вместе с тем, расчет давления ветра по этой табличке, не включает изменение силы тяги паруса при его установке под некоторым углом к потоку. Рассмотрим случай, когда клешня "лежит" на боку, а галсовый угол выведен за мачту к корме настолько, что угол атаки паруса составляет 15-20 градусов. Получается курс бакштаг с заносом галсового угла кормовее мачты.
http://se.uploads.ru/t/iLtK4.png
Почему именно это положение? Вовращаемся к первому выводу из аэродинамики треугольной пластинки. Если в таком положении паруса "галсом к корме" его угол атаки будет находиться в пределах рабочих углов, а скорость ветра будет превышать скорость движения лодки (например, при ветре 10 м/сек, лодка будет двигаться со скоростью 10-15 км/час), то кроме "толкающей" силы, на парусе появится аэродинамическая сила за счет падения давления в продольных вихрях, возникших "на спине" паруса. Здесь уже пора думать о подкреплении мачты от прогиба к носу, поскольку на неё переносится часть аэродинамической силы. Это и есть второй режим работы клешни. И хотя мы подошли к нему "через зад", а не просто поставили клешню по одному из бортов, как это продемонстрировано в ролике, где колдунчики отчетливо показывают наличие двух вихрей, важно понимать, что и на фордевинде можно и нужно "играть шкотами".
https://www.youtube.com/watch?v=t9OR-zhDsz4
Таким образом, второй режим характеризуется тем, что биссектриса галсового угла клешни располагается параллельно набегающему потоку под рабочим углом атаки.
Относительно поверхности воды и лодки, парус при этом может располагаться по-разному. Его плоскость может быть параллельна воде (угол атаки выносим за скобки), перпендикулярна, или находится под каким-либо углом к горизонту. Но если биссектриса галсового угла направлена против ветра плюс-минус критический угол скольжения, при котором один из вихрей разрушается над клешнёй, то над выпуклой стороной паруса давление будет понижено вследствие возникновения там вихревых жгутов. Парус тянет лодку за счет "вихрей Мархая" и подпора потока на наветренной (внутренней) поверхности.

Третий режим

Третий режим работы клешни отличается от "простого надувательства" тряпки (первый режим) и довольно экзотического создания подъемной силы с участием двух вихрей, понижающих давление на его "спине" (второй) тем, что обтекание клешни в третьем режиме практически не отличается от обтекания любого мачтового паруса. За исключением небольшого, но важного момента - наличия одного носового вихря вблизи "ушедшего" за ветром рейка (второй вывод из теории клешни).
Видеоролик подтверждает, что этот вихрь существует, а изображение его на картинке обтекания паруса подсказывает, что будет происходить с воздушным потоком на выпуклой поверхности клешни - вихрь будет "засасывать" поток вдоль поверхности паруса, не давая ему возможности отрываться. Эжекция (всасывание), к тому же, несколько изменяет направление потока, перетекая через передний реёк он "переламывается" в сторону нижнего рейка. Т.е. несмотря на большУю стреловидность клешни, достаточно резко увеличивается нормальная (к рейку, биссектрисе) составляющая скорости обтекающего потока (на рис. розовая, желтая без эжекции), которая, как утверждает аэродинамка, отвечает за создание подъемной силы. В результате воздействия вихря на поток улучшаются параметры обтекания и повышается эффективность работы паруса.
https://www.youtube.com/watch?v=vEjYFb8GoLI
http://s0.uploads.ru/t/8z7eV.png

Такова, в общем, без некоторых деталей, картина обтекания паруса клешня в трёх режимах.
Что же происходит на практике, когда мы устанавливаем эту конструкцию на лодку и начинаем дёргать за верёвки, рассмотрим в следующих публикациях.

Отредактировано утлюк (2017-01-26 12:42:28)

+3

8

утлюк написал(а):

О работе паруса клешня

Трактат однако,  :cool: , поставил жирный +, сворачиваю работы по аэродинамической трубе  :mybb:

0

9

Практика - критерий истины
(народная мудрость)
:glasses:

Рассмотрев теоретические аспекты, связанные с работой паруса, снимаю тогу то ли гуру-, то ли горе- (-теоретика) и перехожу к прозе жизни под клешнёй.

По аналогии с теоретической частью, начну с самого простого варианта - ветер дует в попу, мы летим, т.е. курс фордевинд. При этом не будем описывать случай использования  "спинных" вихрей Мархая, поскольку там не совсем фордевинд, а форменный бакштаг.

Рассмотрим полный фордевинд и "несовсемполныйфордевинд".
На практике, на курсе полный фордевинд, мне приходилось ходить, устанавливая парус в нескольких положениях:
а) "рога вверх", галс на подмачтовом блоке;
б) клешня лежит "на боку";
в) парус в районе горизонтального левентика;
г) "рога вверх", галс на дальнем блоке.

а) "рога вверх"
Самый первый, можно сказать нативный, вариант установки клешни для курса фордевинд. Главное, не забыть взять нагрузку нижней части клешни на галс, проходящий через подмачтовый блок и само-собой на шкоты. В противном случае гарантированно получаем изгибающие нагрузки по цепочке: тряпка-рейки-рей-мачта, опыт есть.
Кто сталкивался при плавании под мачтовым парусом (не клешнёй) на фордаке с вихрями господина Кармана, тому не безразличен вопрос относительно того, как с этим делом под клешнёй(?).
Всё так же, вихри никуда не исчезают. Но вот к тяжелым последствиям в виде раскачивания, переброса гика на противоположный борт с попутным столкновением оного с головой шкипера, которая тут же, для охлаждения, попадает в воду из за черпания гиком волны, не будет. Гика нет и переброса нет, соответственно и резкого изменения центровки не будет, разве что лёгкое подёргивание. Парус дёрнется вокруг оси (биссектриса галсового угла) в одну сторону, потом в другую, и будет так делать, пока будем ему и Карману это позволять. Остановить дёрганье просто - отдать немного один шкот и подтянуть другой. Парус повернётся вокруг всё той же оси симметрии (биссектрисы) и будет ожидать более сильного захода ветра, способного сделать "начинай сначала".
Если ветер не слишком уж сильный, а мачта подкреплена вантами от изгиба к носу, можно отдать немного галс, чтобы наклонить парус влево или вправо на несколько градусов (по выбору, исходя из ощущения нужности).
http://sh.uploads.ru/t/UBwFJ.jpg
Что это даст? Как видно на снимке, галсовый угол уйдёт немного в сторону, биссектриса получит небольшой наклон, появится возможность отдав правый шкот и набив левый (на фото) немного подтянуть галсовый угол к корме, мимо мачты. Поток с наветренной стороны паруса станет более направленным, пойдёт в основном через декольте, и условия для возникновения вихрей Кармана станут хуже. Увеличивая наклон биссектрисы отдачей галса, можно "протащить" галсовый угол ещё ближе к себе. Но есть одно условие - желательно чтобы мачта при таких экспериментах была подкреплена от изгиба к носу (это достаточно просто сделать, пространство кормовее мачты свободно), особенно в сильный ветер.
Таким образом, отдавая подмачтовый галс и "поигрывая" шкотами рейков, мы переводим парус в следующее положение:

б) клешня лежит "на боку"
http://se.uploads.ru/t/0L5EJ.jpg
Если сравнить это положение паруса с предыдущим, то тяговые характеристики клешни практически не изменилось. Несколько ухудшились условия при "переброске паруса Карманом", хотя, с другой стороны, можно легко избежать этого, просто подтянув галсовый угол. Кстати, с такого положения, у меня никогда переброса не наблюдалось, но при почти вертикальной биссектрисе, когда галс на себя особо не взять, заходы ветра делают переброс на счет раз, хотя он и не чреват какими-либо последствиям. Просто вначале немного страшновато, всё же непроизвольное изменение галса на фордевинде(!!!).
Зачем нам это положение, возникает резонный вопрос. Дело в том, что при достаточно свежем ветре, перевести клешню из положения "рога вверх" в горизонт можно только повернув парус вокруг оси-биссектрисы. Конечно, можно отдать галс и до одури тянуть одновременно на себя шкоты рейков, пытаясь повернуть его вокруг оси-рей чтобы расположить декольте над кормой лодки. Но это не только трудно представить, но и сделать тоже, в горизонт клешню, особенно в ветер, целесообразно выводить через положение "на боку". Хотя бы по той простой причине, что парус уже будет сориентирован и относительно легко, с помощью ветра, выйдет в положение близкое к горизонтальному левентику, которое тоже используется для хождения на фордаке. Декольте ляжет там, где ему самому нужно быть по условиям задачи, без лишних усилий и поломок рангоута.

в) парус в районе горизонтального левентика
http://s3.uploads.ru/t/2uGJ9.jpg
Зачем нам этот гембель, спросите вы, попробовав единожды такое положение клешни в сильный ветер, особенно если пузо паруса большое, волнение сильное и никакой надежды на то, что ситуация рассосётся.
Да, иногда не совсем приятно, но гарантированным выходом из этой неприятности может быть только сброс паруса с мачты, постановка штормового, или движение под рангоутом. Если этого сделать нельзя или нецелесообразно, то придется терпеть, приспосабливаться и осваивать хождение фордаком в горизонтальном левентике. Для уменьшения пуза придется стать носом против ветра, подтянуть рейки к нокам рея и зафиксировать их с преднатягом. Увалиться в фордевинд и испытывать судьбу далее. Сразу уменьшится произвольное хлопание паруса, зато повысится вероятность согнуть рейки, "запустив" под них слишком много ветра. Поэтому на лавировке надо не наглеть и не гнаться за скоростью, она и так будет, зато потом не придется разгибать рейки "на колене". Кстати, если "чистый фордевинд" дотянуть хотя бы до "железного бакштага", то сразу наступит счастье, не говоря уже о галфвинде и бейдевинде, где это положение клешни (парус в районе горизонтального левентика) не просто счастье, а огромное счастье в непростых ветровых условиях.

г) "рога вверх", галс на дальнем блоке
http://s2.uploads.ru/t/fhTrD.jpg http://se.uploads.ru/t/csLTX.jpg
Если галс натянут (находится) на дальнем блоке, то в зависимости от того на каком расстоянии от мачты он расположен, будет уменьшаться проекция паруса на плоскость, нормальную направлению ветра, т.е. будет уменьшаться работающая площадь паруса. С другой стороны, управление парусом в этом положении достаточно просто, главное держать шкоты выбранными, чтобы усилие не передавалось на мачту. Ветровой поток с паруса, в такой его позиции, не будет иметь возможности упорядоченно уходить через декольте, что ухудшит ситуацию с точки зрения возникновения вихрей Кармана, которая, тем не менее, легко парируется шкотами рейков.

Заканчивая рассмотрение типовых положений паруса на курсе фордевинд, отмечу, что при этом были немного затронуты такие интересные моменты как:
- смещение галсового угла от ДП лодки;
- положение галсового угла у мачты и на "дальнем блоке" галса;
- положение паруса в районе горизонтального левентика.
Чем они интересны? Во-первых, смещение галсового угла от ДП приводит к тому, что у клешни появляется такое свойство как балансирность. Во-вторых, натяжение галсового угла к дальнему блоку, расположенному в ДП не только лишает клешню балансирности, но и перераспределяя нагрузки, полностью меняет её характер, парус становится более "мачтовым". Ну и в третьих, находясь в положении близком к горизонтальному левентику, несвойственное другим типам парусов, клешня предоставляет более широкие возможности при хождении под парусом.

Поизвращавшись с клешнёй на "главном" полном курсе фордевинд и "несовсемполныйфордевинд", можно ненемного привестись к ветру и стать на курс бакштаг, затем плавно перейти на галфвинд.
В принципе, этого маневра можно и не заметить, поскольку каких-либо разительных изменений ни в положении паруса, ни в ощущениях не возникнет.
Но именно на этих курсах, под клешнёй, впрочем как и под другими парусами, можно получить максимальную скорость. Осталось только разобраться, какое пространственное положение паруса будет для этого оптимальным.
Учитывая, что клешня имеет практически ничем неограниченную подвижность в трехмерном пространстве, ей можно задать любое положение, правда при этом придётся учитывать ветер, который тоже принимает участие в процессе.
Ранее были отмечены несколько, назовём их стандартными, положений паруса в пространстве:

"рога вверх" или близкое к этому

http://sa.uploads.ru/t/5TcRw.jpg http://sg.uploads.ru/t/Csx3v.jpg

"клешня на боку"

http://s7.uploads.ru/t/IYsuX.jpg http://sh.uploads.ru/t/pDBmy.jpg

"в районе горизонтального левентика"

http://s2.uploads.ru/t/YkFzD.jpg http://s7.uploads.ru/t/rJahU.jpg

Все эти положения клешни в пространстве легко описываются двумя углами:

http://sh.uploads.ru/t/hWv5d.png http://s6.uploads.ru/t/wKe76.png

а) креном поперечного рея относительно горизонта;
б) наклоном биссектрисы галсового угла (галса) от горизонта -тангаж.

В отличие от мачтового паруса, где угол крена лодки (вместе с мачтой) рассматривается изредка и только в теории, способ описания положения клешни двумя углами не является избыточным. Посмотрев ещё раз на картинку с "Y на спине" клешни, становится очевидным, что изменение обоих углов (крена и тангажа) изменяют направление аэродинамической силы и, соответственно, её проекции - силу тяги и кренящую силу. В отличие от третьей слагаемой, направленной вверх, они представляют наибольший интерес.
http://sf.uploads.ru/t/0SIoq.png http://sg.uploads.ru/t/EuPmR.png

Практика хождения под клешнёй подсказывает ещё одно положение паруса в пространстве - с углом тангажа - 45.
http://s7.uploads.ru/t/cgGWN.jpg http://s6.uploads.ru/t/wKe76.png

Все эти 4 положения клешни можно практиковать на оставшихся полных курсах.
Вместе с тем, именно на этих курсах целесообразно в полной мере использовать второй режим работы клешни, т.е. выводить тангаж в положение близкое к нулю а крен к 90 градусам, и стараться вывести парус на угол атаки, обеспечивающий возникновение носовых вихрей.
http://s3.uploads.ru/t/57HL0.jpg http://s0.uploads.ru/t/a94A1.jpg

Бейдевинд

Сохраняя такое же положение паруса (крен=90, тангаж=0), можно выйти и на острые курсы, т.е. бейдевинд, и идти на нём. Однако, если сравнить работу клешни на курсе бейдевинд на втором (два вихря) и третьем (с одним нижним вихрем) режимах, то очевидно преимущество последнего. Для того чтобы вывести парус на третий режим следует всего-навсего увеличить тангаж клешни до 45-50 градусов.
http://s7.uploads.ru/t/8hcqf.png http://s5.uploads.ru/t/kqxSK.png
Что делать с креном подскажет ситуация. В сильный ветер его придётся уменьшить до 45-60 градусов, в умеренный и свежий, не говоря уже о слабом, крен может быть увеличен до максимального - 90 градусов. К тому же, следует иметь в виду, что одним из условий возникновения "нижнего вихря третьего режима" является достаточная для этого скорость ветра. В слабый ветер там никакого вихря не будет, поэтому тангаж можно безболезненно увеличивать до "рога вверх" и даже закренивать парус под ветер чтобы тряпка приняла хоть какую то форму. Обтекание клешни в этом случае не будет ничем отличаться от обтекания стандартного крыла, поток на внешней и внутренней сторонах паруса будет иметь одно и то же направление.
Но если ветер не слабый, то при тангаже 45-50 придется убрать крен до таких же примерно величин (или чуть больше, ориентируясь на свои ощущения и желания), чтобы плавание было комфортным и не пришлось принимать героические позы для откренивания лодки.
При этом проекция Y на вертикальную ось подрастет, на боковую уменьшится, на продольную - как получится. С дальнейшим увеличением силы ветра на курсе бейдевинд, парус переводится в положение близкое к горизонтальному левентику: тангаж 10-20; крен 15-30. Понятно, что указанные углы крена и тангажа, это ориентировочные значения, определяющие общую тенденцию.
http://s3.uploads.ru/t/yos3i.jpg

Горизонтальный левентик.

От парусов других типов, клешня в Т-образном подвесе отличается возможностью установки плоскости паруса горизонтально, т.е. в положение "горизонтальный левентик" (ГЛ), крен=0, тангаж=0. Положение ГЛ очень удобно для хода под вёслами или мотором, при отходе от берега и причаливании, особенно к заросшему деревьями берегу, проходе под препятствиями (мосты, ЛЭП и т.п.), а также для пропуска шквалов (хотя привычный вариант - отдать шкот гика, тоже работает).
Кроме того, ГЛ является прекрасным инструментом "виртуального" рифления клешни, поскольку выведенный в ГЛ парус полностью теряет тягу (см.график) и способен выдержать значительное усиление скорости воздушного потока, хотя конечный результат зависит от прочности ткани, размеров паруса, силы ветра и волнения. Конечно же, волнение можно отыгрывать шкотами рейков, но занятие это довольно опасное, в сильный ветер и большую волну лучше в положении ГЛ смайнать клешню к биссектрисе и поставить на огрызок мачты "носовой платок".
http://s8.uploads.ru/t/O9r0n.png

При создании некоторого крена из положения ГЛ, величина которого зависит от силы ветра и курса, парус подхватывает поток, однако в силу того, что полная подъемная сила направлена преимущественно вверх, клешня не создает в этом положении сколь-нибудь значимого опрокидывающего момента. Изменяя крен клешни шкотами рейков и немного регулируя угол тангажа, можно установить приемлемую для данных условий тягу паруса по курсу при небольшом опрокидывающем моменте, т.е. виртуально "зарифить" парус. Уникальными особенностями подобного "взятия рифов" является его бесступенчатость и высокая скорость изменения степени "рифления", исчисляемая секундами.

Некоторые тонкости "игры" шкотами рейков и галсами

Двуликий Янус

Как упоминалось ранее, клешня отличается от других типов парусов тем, что её можно при помощи шкотов и галсовых концов перемещать в трехмерном пространстве. Однако следует помнить, что изменение крена и тангажа клешни, раскреплённой в Т-образном подвесе, приводит и к повороту паруса вокруг вертикальной оси. Пожалуй единственный случай когда этого не происходит, если галсовый угол клешни крепко "притянут к палубе" через дальний блок галса.
http://sf.uploads.ru/t/okH0y.jpg
В таком положении паруса, на острых курсах, наблюдается резкое падение усилия на шкоте нижнего рейка при одновременном увеличении опрокидывающего момента. Шкотом нижнего рейка можно управлять буквально двумя пальцами, но если ветерок свежий, то делать это придётся свесившись для откренивания за борт. Клешня перестает быть змеем и становится некоторой пародией на косой штаговый парус, т.е. на стаксель.
Однако, достаточно немного ослабить галс, галсовый угол тут же уйдёт на ветер, шкот нижнего рейка "затяжелеет", мачта разгрузится, основные тяговые усилия от паруса снова будут передаваться через закрепленные на палубе шкоты и галс, резко уменьшится плечо в формуле опрокидывающего момента и клешня снова "станет змеем".
http://s4.uploads.ru/t/Xn14q.jpg
И не просто парусом-змеем, а балансирным парусом-змеем, поскольку, как отмечалось выше, "игра" креном и тангажом приводит к вращению паруса вокруг вертикальной оси, вследствие чего некоторая его часть переходит на наветренный борт (на ветер от ДП):
http://sf.uploads.ru/t/dAFUC.jpg http://s0.uploads.ru/t/F5LMw.jpg
http://s8.uploads.ru/t/J3Tar.jpghttp://sa.uploads.ru/t/zN47U.jpg
Практика хождения под клешнёй показывает, что если использовать её как "кривой" стаксель, то ход к ветру становится немного острее. Насколько это необходимо, нужно решать исходя из имеющихся ветровых условий, поставленных целей и т.п. Главное не забывать, что "раздача" усилия на мачту на остром бейдевинде, как и в описанном ранее "затяжелении" мачты на полных курсах, требует чтобы последняя была готова воспринять это без последствий.

Отредактировано утлюк (2017-01-28 15:06:21)

0


Вы здесь » Водные братья » Клешня на жескокорпусном катамаране Dukuu » Центр парусности и клешня.