Первое сообщение оставляю для навигации по теме сборки.
Корпус катамарана: сборка
Сообщений 1 страница 23 из 23
Поделиться22017-05-04 23:44:35
Ну чтож, настало самое стрёмное время =)
Я наконец заказал раскройки из 4мм фанеры ФК (фсф такой толщины у нас нет).
Раскройки взял те, что наработал в рино-5 и порезал их на листы 1525.
Правда в итоге оказалось, что листы у них 1520, и ребята сказали, что часть макета перепилили. Макет был собран впритык, так что вполне возможно.
Привезли с товарищем мне домой такой вот пакованчик:
Распаковал, разложил по коридору:
Ну и шпангоуты
Яхз как они умудрились, но шпангоутов не хватает 4 штуки. (три вообще нет и один дублируется)
Завтра буду звонить.
Покрой вышел весь 4500, хотя с ценой тоже какой-то накол, ибо обещали по другой цене резать (по 20р за метр, а потом сказали что 26р метр).
Фанера класса 2, посчитали 600р за лист, 4 листа. Тоже завтра буду уточнять, хотя цена листа вроде адекватная по нашему региону. 4 класса (куча сучков по поверхности) стоит 375 рублей за лист.
Короче если по 20 рублей за метр это всё должно было получиться 3800.
Дальнейший план:
1. собрать подпорки и раму, чтобы складывать собираемый корпус в квартире (доски от макета мачты остались)
2. купить стяжки и наколядовать шуруповёрт
3. собрать это всё на стяжках в полный размер и оценить как оно фактически сходится.
4. после сборки надо обдумать вопрос стрингеров (может где-то и добавить придётся, хотя планировал без них)
5. а так-же усилителей под рули и поперечные балки.
отдалённый план: притащить эпоксидку домой, и постепенно мазать швы.
параллельно надо: найти и заказать стеклоткань (так и не выбрал какую мне надо).
Поделиться32017-05-09 09:16:28
Теперь только вперед!
Может, шпангоуты по месту вырезать, по шаблонам из картона? А как будет собираться корпус - в кондукторе или только на стяжках? А листы пояса будут между собой скрепляться? Заусовка предусмотрена, или накладками?
Поделиться42017-05-09 11:23:41
При пилении фанеры края остаются так-себе, рваные по сравнению с лазерной резкой. Они допилят, заберу после праздников.
Максимальная ширина деталей 425 мм, так что стапель не понадобится, надеюсь.
Собирать буду всё на стяжках с хвоста в нос, и клеить по "сшей и склей" по мере готовности, а палубу в последнюю очередь накладывать.
Да, склеивать буду накладками, ибо заусовку я не придумал какую сделать корректно. Большие паззлы делать - выйти за размеры листов фанеры можно. Маленькие - непонятно было на сколько маленькие будут собираться. И допуск тоже непонятен - подпиливать по месту не хотелось. Вот по результатам и посмотрим, может и зря.
Поделиться52017-05-09 13:57:22
У меня как-то на пазлах был набор, так там в районе 5 см пазлы были на 6 мм фанере. Сверху проклеивал сразу стеклотканью. Да ладно, накладками тоже хорошо. Имхо, крепче будет.
Поделиться62017-05-29 10:09:48
Собираю корпус потихоньку. Пока всё более-менее сходится, то есть "блокирующих" косяков не обнаружилось.
Так как наколядовать смог только 6 зажимов, то склеивал в основном по 1 шву за раз.
С эпоксидкой то тоже впервые работал, потому сохло в первый раз дня 4 наверное. Хотя и прохладно ещё было, может тоже сыграло. Последние швы уже сохнут менее чем за сутки, и тепло уже.
На фотке видно один лист склеивается, и один подпёрт к стене - уже склеенный. Так как 5 метров в комнату влазит только по диагонали - пришлось его ставить так и вязать за гардину =)
Ага, кровать поставил боком, матрас на полу, сплю под низом =))
Из кровати получился импровизированный верстак. Правда длинные детали приходится подпирать самодельными двуногами под свисающие нос и корму.
Начал собирать с кормы - там удобные прямые детали. Это скреплённый стяжками отсек между 9 и 8 шпангоутами.
В процессе сборки понял, что поверхность таки должна быть ровной, иначе прогибы листов начинают играть и сложно собирать правильно. Хотя по мере скрепления кормы - она обрела жёсткость.
Скрепив основное по низам (на самом деле корпус лежит на борту, и палуба будет справа по последней фотке) я потом выгнал кровать в коридор и положил всё это на пол. Кстати весит пока не много, хотя и громоздкая штука для маленькой комнаты =)
Пока засверливал отверстия подумал, что стОило бы их на раскройку сразу перенести - длину резов это увеличит незначительно, а вот сборку ускорит заметно. И отмерять не придётся куда ставить шпангоуты. Сплошные плюсы. Минус - если промахнусь с отверстиями - придётся всёравно пересверливать и замазывать =) наверное это не так страшно.
Выявились следующие косяки:
1. треугольный врез на корме почему-то оказался короче на 3 мм чем остальные детали, приходящие к корме. Загадочно. Но проблем не доставило - просто он будет подходить не "угол-в-угол" как везде а "торец-в-плоскость"
2. почему-то 9-ый шпангоут был больше на 1-2 мм. Это вообще не критично, ибо я его просто отодвинул на 2 см к носу и он встал как на своё место. Но в раскройке это надо бы поправить "для будущих поколений". Видимо я где-то не доотрезал в проге.
3. кажется 5-ый выглядывает на 2мм над бортом. В остальных местах вроде сходится. Понятно, что обточу по месту, но такое-же недоразумение как с 9-ым...похоже это не совпадение.
4. Главный и эпичный прокол - самая широкая деталь носа, которая должна быть загнута потом (на последней фотке она слева, даже загиб в обратную сторону виден).
Она имеет продольную структуру фанеры, а соответственно очень фигово гнётся в нужном направлении. Остальные две детали, которые будут загинаться оказались удачно вырезанными - гнуться будут в нужном направлении просто отлично. А распарить и загнуть её заранее - я завтыкал, решил что можно будет её уже заклеенную загнуть. Но похоже придётся как-то прямо на месте распаривать и загинать. Слабо себе это представляю. Возможно проще снять всю поверхность, отпилить обратно по шву эту деталь, заказать её снова и попросить, чтобы волокна были в правильном направлении. Короче вопрос пока открытый.
Самый "на крайняк" - сделать "треугольный" нос без гибов вообще. Это я гляну в программе потом, возможно упрощённый вариант - это хороший вариант на будущее.
Итого. Выводы текущие:
1. Лазерная резка рулит, детали сходятся очень хорошо. Экономия по времени вычерчивания и выпиливания - оправдана ИМХО. Исключения - какие-то магические промахи, которые пока-что адекватно разруливаются без проблем.
2. Гибы фанеры - то, чего я боялся в начале - всёравно меня кармически настигло. Придётся либо гнуть либо переделывать деталь.
Планы (ближайшие) дальше:
1. Досшить корпус (по крайней мере до 2 шпангоута), всё за исключением палубы.
2. Проклеить и наложить галтели по корпусу, где это уже можно.
Галтели будут на муке в виде наполнителя (я прочитал что так делают) - ибо это очень дёшево и доступно легче некуда. Искать и покупать аэросил - дорого и нафига?
В общем буду разбираться как колхозить мукой =)
Поделиться72017-05-30 09:12:26
Сильно в квартире собирать фанеру на эпоксидке Вспомнилось когда шил первый катамаран, раскрой нарисовал на полу однокомнатной квартиры, накрыл ковром и половиками, и не давал жене мыть полы 3 месяца)))).
Dukuu ты не увлекись сборкой, варианты выноса продумал?)))
Поделиться82017-05-30 13:46:02
конечно. Светлый проём на фотках - двустворчатая дверь на открытый балкон, откуда на верёвке корпус будет спущен во двор и отвезен в чей-нибудь гараж.
Работы по покрытию снаружи эпоксидкой, конечно, будут проходить уже где-нибудь в гараже или на улице.
У меня почти всёвремя дома сквозняк, потому работы по склейке думаю успешно сделаю дома. Так как мажу по чуть-чуть, замесы небольшие и площади поверхности пока тоже смешные - никаких проблем не ожидаю.
П.С.: про рисунок на полу - зачёт =)
Поделиться92017-06-21 09:16:49
Соображения по мосту примерно такие:
Вырезаю в брусьях прорезь и наклеиваю их на углы корпуса.
Дальше стягиваю парными балками поперечными.
Получается такой-себе гибрид надувного и жесткокорпусного.
Плюсы:
можно менять положение и количество поперечных балок.
можно добавить ещё алюминиевый уголок, если будет недостаточно жёсткости
Минусы:
собирать будет интересно, ибо длина балок 3-4 метра, а вклеить надо целиком за 1 заход.
Поделиться102017-07-10 10:41:55
Вчера кат переехал в другое помещение =) Пока спускали с балкона лишних рук не было, потому не сфоткали. Сфоткали уже когда над землей был =)
Поделиться122017-07-21 12:04:50
Здорово получается, респект.
Поделиться132017-07-23 02:03:59
Всё, нос собран.
Такое ощущение теперь, что осталось совсем чуть-чуть =) На самом деле, конечно, много.
Но хоть этот мутняк со сгинанием я закончил.
На второй корпус переделал развёртки так, чтобы можно было попросить этот лист положить в правильном направлении, чтобы сразу получить сгинаемые без головняка поверхности. Повторять подвиг с гнутьём очень не хочется.
Пока будут доделываться галтели в носу и накладываться полосы стеклоткани на углы, буду искать и прилаживать брусья.
Поделиться142017-07-30 23:05:40
Примерял брус для рамы. Собрал из двух кусков, положил на борт. Выглядит внушительно:
Здесь около 90*90 размеры бруса. Комплект брусьев по схеме из 9-ого сообщения выйдет порядка 3000 рублей.
Сделал закладную в нижнюю часть транца. В неё потом можно будет нижнюю петлю руля вкрутить. Повезло, что была под рукой электро-шлифовальная ленточная машина. Благодаря ей получилось достаточно быстро и точно подогнать закладной брусок в транец. А вообще там углы не 90 градусов, и выпиливать пилой и напильником это - было бы затейливо.
Склейка палубы велась уже по месту, ибо нос закрыл сначала, а уже потом собирал остальные 3 листа. На первый лист я приклеил соединители, потому клеил уже на них, и сверлил только с одной стороны.
Последний же кусок был не подготовлен, потому делал иначе
Ну собственно всё, палуба закрыта.
Дальше обклейка углов стеклотканью-200 до конца.
Потом приедет стеклоткань-100 для обклейки всей поверхности.
Ну и самое интересное - брусья =) На закусочку останутся =)
Поделиться152017-09-11 07:20:37
Не пойму насчет носа. Распаривал паром? А как потом эпоксидка на мокрую фанеру ложилась?
Поделиться162017-09-11 11:33:37
Не пойму насчет носа. Распаривал паром? А как потом эпоксидка на мокрую фанеру ложилась?
присмотрись к фотке в 11 сообщении Корпус катамарана: сборка
там под бутылями лежит белая тряпка. Она была напитана водой, и замотана в полиэтилен(была), чтобы вода не испарялась. Так оно пролежало сутки. После этого полиэтилен я снял, положил тряпку и бутыли обратно и оставил так пока не высохнет тряпка (момент фото). Потом убрал тряпку, вернул бутыли и подождал пока высохла фанера.
Потом уже снял бутыли, сшил нос...ну и дальше по технологии.
Распаривать паром, когда уже ближайший шпангоут заклеен замазкой - я побоялся, ибо рядом другие элементы, если распарится что-то лишнее - будет проблема. Да и как его распаривать? Ставить плитку с кипятком под низ?
Я решил, что размачивание работает лучше и более прицельно, - можно изолировать от воды соседние элементы более менее (с паром так не получилось бы). До шпангоута вода не дотекла (тряпка лежит не до шпангоута, там даже видно мокрое пятно на фотке).
Поделиться172017-12-24 12:22:30
Хм, оказывается я забыл поделиться собранным корпусом =)
Вот так он висит с 31 августа под потолком. Пока не было денег на доделку - повесили "на крючок" так сказать =)
Сначала все спрашивал чё за штука, и почему в байдарке нету дырки =)
После ответа, что это на самом деле половинка катамарана, второй вопрос был: а где вторая половинка =)))
Поделиться182017-12-24 12:27:14
На прошлой неделе заказал вторую раскройку, так что второй корпус уже лежит и ждёт январских праздников, чтобы обрести объёмность.
Кстати второй корпус был оптимизирован под порезку и обошёлся всего в 3300 рублей.
Я сильно удивился, по моим расчётам должно было 4100 получиться, судя по их прошлым ценникам. Может они мне скидку сделали за прошлый перегиб с ценой? Яхз.
В общем если округлить, получится что два корпуса (только по готовой к сборке фанере) вышли около 8000 рублей.
Отредактировано Dukuu (2017-12-24 12:33:30)
Поделиться192018-01-08 11:12:52
Интересно смотрится. Здорово. Я тоже сввой постепенно готовлю.
Поделиться202018-03-05 11:57:29
Благодаря тому, что при порезке правильно расположили волокна фанеры (см сообщение выше) - нос собрался вообще без напрягов.
Теперь под потолком висят два корпуса в разных углах =)
Примеряю брусы.
Сделал вырезы 40*40 в брусе 100*100
Выглядит массивно, и достаточно тяжело.
А здесь (левый брус) расширены вырезы до ~50*50 (больше не позволяет ручная циркулярка)
Дальше надо подогнать по корпусу, чтобы прилягание было более-менее...но это потом.
Сейчас размышляю - не жирно ли такой огромный брус? Он и тяжёлый и объёмный, может он избыточный? А с другой стороны - едва-ли будет лишней прочность (при отсутствии вообще каких-либо рассчётов).
В подгонку уйдёт ещё ~5мм как минимум.
Поделиться212018-06-11 15:22:09
Пока возился с брусьями - поменял концепцию крепления поплавков к раме.
Концепция теперь -без вклеивания брусов, а пристегивание их на стропах. То есть будет жёсткая рама и пристежные поплавки. Раму если что можно будет переделать или поменять на алюминевую. Подгонка всеравно нужна, но без вклейки - уже не так страшно
Я просто пока подгонял один брус - потратил почти два дня и понял, что это жесть будет клеить.
Между рамой и корпусами нужен будет демфирующий материал. Скорее всего по началу будет что-то типа коврика туристического или подложки ламината. Если они не будут критично проседать - на них и остановимся.
Стрёмный артефакт, практически убивший проект в моей душе.
Один из корпусов, кажись как-раз второй, как только мы его вытащили на солнце под покраску - начал трещать галтелями внутри...похоже фанера при нагреве начала гнуться и поломала слабые швы - те, которые под палубой на поперечинах и может по углам.
Я стоял над трескающимся (визуально то не видно, но звук явно слышен был) корпусом и думал чё делать теперь.
Но краска была уже куплена, да и снаружи ничего не видать. По всем стыкам снаружи: 4-5 слоёв стеклоткани, так что прочность, я надеюсь, достаточная вышла. Принял решение докрашивать и дособирать. Ну и разбить потом об камни где-нибудь на Фиоленте или Балаклаве. Собственно без вариантов - это наиболее вероятная смерть этого проекта =) Если он таки доберётся до моря.
Короче, кроме пессемизма.
Оба корпуса покрашены в красный цвет.
По корпусам на данный момент - всё.
Будет только ввёртыш под руль в нижней части кормы.
Делать буду скорее всего просверлив отверстие и на эпоксидку вкручу шуруп с кольцом.
Поделиться222018-06-25 19:27:25
Собрал всё вместе на раму
Поделиться232019-06-14 12:00:37
Обновлённая версия рамы выглядит чуть иначе. Теперь шпильки залиты в балки и поперечины к ним прикручиваются сквозь отверстия.
Текущая версия:
И собранная схема крепления мачты и паруса
(пришлось добавить бушприты чтобы было за что зацепить оттяги мачты вперёд)
Предполагаемая конструкция в сборке должна выглядеть так: